Проект: Детско - родительский клуб «Счастливы вместе»

Проект: Детско - родительский клуб «Счастливы вместе»

Автор: Анферова

Татьяна Геннадьевна

Актуальность:

В нашем современном мире мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И поэтому детский сад является второй семьей для ребенка. Детско - родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается ребенок в детском саду, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют в ней.

У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Роль семейного фактора на мой взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность создания клуба для родителей на базе нашего детского сада. Созданный при «Мыскаменском детском саде» родительский клуб поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит совместную работу родителей, детей и специалистов детского сада.

Детско - родительский клуб – это объединение по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, совместные мероприятия и обсуждение сложных ситуаций – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.

Цели и задачи:

Цель: Совместная работа родителей, детей и специалистов детского сада

Задачи:

1.Открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной информационный блок, воспитатель не только указывает, что нужно проработать дома, но и как это сделать.

2.Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников

3.Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-ребенок с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов детей.

4. Привлечение специалистов, по просьбе родителей – психолог, логопед

Работа клуба: Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Участники родительского клуба:

Кроме воспитателя, все мамы и папы , в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).
Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:

слушают консультации узких специалистов;
задают педагогам интересующие вопросы;
обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).
Режимы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса;
мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);
тренинги (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);
практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, пальчиковые игры для развития мелкой моторики);
проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений).
Программа работы клуба:
Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба
Перечень тем:

- День матери «Конкурс Моя мама просто класс» (ноябрь)

- «Как подготовить ребёнка к школе»; (декабрь)

- Праздник «Новый год» (декабрь)

-«Как научить ребёнка усидчивости и внимательности» (январь)

- «Развиваем память у дошкольников» (февраль)

- «23 февраля» (февраль)

«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей» (март)

«8 Марта» (март)

- Ребёнок и компьютер» (апрель)

Планирование клубного часа
Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа.

Приветствие
Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом.

Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).
Практика занимает до 45 минут.

Заключительный этап

Обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах

- письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);

- устной (например, передавая друг другу цветок, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

Заключительный этап длится около 15 минут.