629720  Россия, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42

+7 34996 28-6-91

 

Программа дополнительного образования

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

(для детей 5-6лет)

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека. Именно поэтому развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность – в процессе познания происходит интенсивное умственное развитие ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, и сейчас повсеместно распространены такие объединения дополнительного образования, как объединения по легоконструированию.

Однако, необходимость постоянного обновления дорогостоящих конструкторов, объем учебного времени, отводимого на реализацию программ по легоконструированию, не позволяет говорить о комплексном развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Хотя концепция математического образования говорит о том, что

особую роль приобретает создание сред, условий и ситуаций в дошкольном образовании, содействующем развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. Процесс воссоздания среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка, реализующей принципы современной педагогики, сейчас активно идет в России. И на сегодняшний день наиболее интересным и зарекомендовавшим себя решением данной задачи являются занятия ментальной арифметикой.

Ментальная арифметика – это методика устного счета, которая развивает умственные способности и интеллект ребенка от 4 до 14 лет. Процесс обучения проходит на специальных японских счетах Соробан (Абакус). Ментальная арифметика тренирует одновременно левое и правое полушария мозга, совершенствуя зрительную память, концентрацию внимания, креативную направленность, образное мышление детей и их возможности освоить техники скорочтения.

Методика тренирует скорость восприятия и обработки информации, развивает оба полушария мозга одновременно за счет мысленной визуализации вычислений на счетах абакус.

Именно поэтому в МБДОУ «Мыскаменский детский сад» мы предлагаем открыть программу дополнительного образования «Ментальная арифметика».

Цель программы - развитие умственных и творческих способностей, основанной на системе устного счета.

Задачи программы:

1. Создание образовательных условий для развития «навыков будущего» - Soft Skills (креативное и критическое мышление, эмоциональный интеллект, концентрация внимания, скорость принятия решений);

2. Приобретение методического комплекта программы и счёт (абакус);

3. Обучение воспитателей методике преподавания программы «Метальная арифметика»;

4. Разработка и утверждение рабочей программы «Метальная арифметика»;

5. Реализация программы дополнительного образования «Ментальная арифметика»

6. «Входная» и промежуточная психолого-педагогическая диагностика воспитанников, посещающих объединение «Метнальная арифметика»;

7. Промежуточный анализ эффективности реализации программы;

8. Взаимное обучение воспитателями МБДОУ «Мыскаменский детский сад», реализующими программу «Метальная арифметика», учителей начальных классов МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» методике преподавание программы, для ее внедрения в систему внеурочной деятельности в начальной школе.

Основная часть

Проблема повышения качества математического образования обозначена Рособрнадзором как одна из приоритетных проблем общего образования.

Очевидна она и Мыскаменской школе-интернате, куда поступают воспитанники МБДОУ «Мыскаменский детский сад». Так, сопоставительный анализ образовательных достижений обучающихся в начальной и основной школе по математике[1], показывает резкое увеличение процента обучающихся, не достигших базового уровня, а также снижение процента обучающихся, выполнивших задания на высоком уровне.

Программа дополнительного образования МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА (для детей 5-6лет)
[1] Сопоставлены результаты выпускной проверочной работы обучающихся 4 класса по математике в 2016году и результаты мониторинга образовательных достижений по математике данного класса в 2017 году.

Реестр затруднений, говорит о том, что наименьший процент решаемости имеют занятия, предполагающие устный счет.

Ежегодный мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе также показывает, что задания раздела «Познавательное развитие» на высоком уровне выполнили 0% первоклассников, на среднем – 78% и на низком 22%.

Одной из причин снижения мотивации к обучению, качества знаний является засилие гаджетов в повседневной жизни ребенка буквально с первого года жизни. Современные дети зачастую не пониманию смысла устного или письменного вычисления, когда можно просто взять смартфон и выполнить любые числовые действия. Вскоре после начальных классов по инициативе детей и с попустительства взрослых калькулятор становится неизменным спутником учёбы. Дети настолько сильно привыкают доверять расчёты вычислительной машине, что используют её даже в примерах, где фигурируют числа до 20. Учёные во всём мире призывают людей не отказываться от устного счёта, поскольку он является самой эффективной тренировкой для головного мозга. Решение задания в уме требует участия одновременно абстрактного и аналитического мышления, воображения и логики. Развитие этого навыка в целом влияет на формирование интеллекта человека, на продуктивность его ума, помогая организовать порядок во всех сферах жизни.

Именно поэтому сегодня перед дошкольной системой образования стоит задача по внедрению и апробации инновационных методик и педагогических технологий, дающим возможность каждому ребенку, независимо от места проживания и финансовых возможностей его семьи быть успешным в обучении.

Изученный нами опыт коллег из других регионов страны, позволяет выделить программу занятий ментальной арифметикой.

Открытые информационные источники в сети Интернет говорят о том, что в том виде, в котором программа ментальной арифметике существует сегодня, была придумана турком Шеном. В основу ее положен древний абакус – счеты, придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад. Позже они были не раз усовершенствованы японцами и сегодня ментальной арифметикой занимаются именно на японских счетах – абакусах (Приложение №1) Использование в образовательном процессе абакуса и способствовало формированию новой программы, которая получила название «ментальная арифметика», или «менар». Впервые она была запущена в 1993 году в Азии. В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают устному счету.

«Соль» методики - вовсе не в навыке быстрого счёта. Это лишь полезный «побочный эффект». Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает натренировать нейронные связи головного мозга ребёнка, устойчиво развивает скорость и качество его мышления.

Почему именно в программе детского сада необходимо начать реализацию программы «Ментальная арифметика»? В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период.

Занятия, задействующие оба полушария головного мозга, закладывают навыки и умения, которые будут использоваться всю жизнь:

· Способность к освоению иностранных языков;

· Повышенная фокусировка и концентрация внимания, быстрое мышление и скорость реакции, фотографическая память;

· Отлично развитое воображение, креативное мышление;

· Компетенции, необходимые для эффективной работы в условиях многозадачности;

· Самостоятельность, уверенность в своих силах, способность быстро принимать решения.

При разработке содержания программы «Ментальная арифметика» учтены следующие принципы:

1. Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать их границы, «использовать в решении открытые задачи», т.е. задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем.

2. Принцип деятельности. Освоение воспитанниками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.

3. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью диагностических мероприятий.

4. Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих воспитанников с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе освоения знаний.

Программа «Ментальной арифметики» рассчитана на2года, однако первые результаты предполагаются уже через пол года:

Уровни освоения программы

Уровень

Длительность

Описание

Уровень 1

.

3 месяца

Данный уровень является подготовительным. На этом уровне дети учатся считать с помощью абакуса, делают упражнения на улучшение памяти, отдельное внимание уделяется развитию концентрации ребенка.

Уровень 2

3 месяца

Уровень тренирует ребенка осуществлять операции двузначными цифрами на счетах абакус и в уме. Выполняются упражнения на развитие кратковременной и долговременной памяти. На данном этапе в программу включается решение нестандартных задач, направленных на развитие логического мышления, способностей анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать.

Уровень 3

3 месяца

Уровень тренирует ребенка осуществлять операций с трехзначными цифрами на счетах абакус и в уме. Выполняются упражнения на развитие внимания, памяти, креативного мышления, увеличение скорости обработки информации.

Уровень 4

3 месяца

Уровень закрепляет умения и навыки, полученные во время предыдущих уровней.

Поэтапный план мероприятий

по реализации программы «Ментальная арифметика»,

в случае получения грантовой поддержки:

Временной период

Мероприятия

Июль-август 2018г.

Приобретение методического комплекта программы и счёт (абакус);

Август-сентябрь 2018г.

Курсовая переподготовка бучение воспитателей методике преподавания программы «Метальная арифметика»;

Август 2018г.

Разработка и утверждение рабочей программы «Метальная арифметика»

Сентябрь 2018г.

«Входная» диагностика воспитанников, посещающих объединение «Ментальная арифметика»;

Октябрь 2018г – май 2019г.

Реализация программы дополнительного образования детей 4-7 лет «Ментальная арифметика»

Май 2019г.

Промежуточная диагностика воспитанников, посещающих объединение «Ментальная арифметика» в теч.первого года освоения программы;

Сентябрь 2019г.

Взаимное обучение воспитателями МБДОУ «Мыскаменский детский сад», реализующими программу «Метальная арифметика», учителей начальных классов МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» методике преподавание программы, для ее внедрения в систему внеурочной деятельности в начальной школе.

Используемые и необходимые ресурсы для реализации программы

Используемые ресурсы

Необходимые ресурсы

Методические

 

Методический комплект «Ментальная арифметика»:

Конспекты уроков «Сложение, вычитание» для дошкольников (2 шт.); Флэш-карты от 1 до 999 (2 шт.); Соробан/абакус демонстрационный (2 шт.); Набор «BRAIN-FITNESS» на 10 человек (2 набора); Плакат «Состав числа 10» (2 шт.); Набор карт «Таблица умножения» (2 шт.); Набор плакатов «Правила набора чисел на абакусе» (2 шт.); Кукла Арифмешка (2 шт.); Игра «Прыгалка» на пол (2 шт.); Методическое пособие «Проведение турниров и олимпиад» (1 шт.); Методическое пособие «Тематическое планирование» (1 шт.); Методическое пособие «Как провести родительское собрание по ментальной арифметике» (1 шт.); Методическое пособие «Как провести урок-презентацию по ментальной арифметике» (1 шт.). Комплекты для дошкольников (на 30 детей): - соробан/абакус ученический 17-разрядный (30 шт.); - ментальная карта (30 шт.); - решебник (30 шт.); тетрадь рабочая № 1, 2, 3, 4 для дошкольников ( по 30 шт.);

Кадровые

Воспитатель:

Анферова Татьяна Геннадьевна

 

Материально-технические

Класс для занятий

Ноутбук

брощюровщик

Ожидаемые показатели эффективности реализации программы:

Количественные результаты:

- расширение вариативности программ дополнительного образования естественно-научного цикла в дошкольных общеобразовательных организациях;

- увеличение количества инновационных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе;

- увеличение доли воспитанников, продемонстрировавших высокий уровень готовности в школу в заданиях раздела «Познавательное развитие» с 0% до 15%, (инструмент оценивания эффективности – региональный мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе по методике Г.Н. Ковалевой);

- увеличение доли воспитателей, владеющих инновационными педагогическими технологиями;

- в перспективе – повышение качества математического образования в начальной и основной школе.

Качественные результаты:

- развитие умственных способностей дошкольников (память, внимание, скорость мыслительных процессов);

- развитие творческих способностей дошкольников;

- обучение дошкольников технике быстрого устного счета;

- развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста;

- увеличение доли родителей, удовлетворенных качеством предоставления образовательных услуг;

- повышение качества дошкольного образования.

Методы оценки процесса и результата

Входная, промежуточная и итоговая диагностика по приобретенным знаниям, умениям, навыкам дошкольников

Анкетирование и тестирование родителей

Участие воспитанников в творческих конкурсах, олимпиадах

Реестр индивидуальных достижений воспитанников

Предполагаемые риски и методы их устранения

Риски

Методы устранения

Неготовность педагогов к инновационной деятельности в рамках реализации проекта

Повышение квалификации педагогов через практико-ориентированные семинары

Недостаточная материально-техническая база детского сада

Участие в конкурсах грантовой поддержки

Территориальная удаленность образовательных организаций Ямальского района от МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

Использование дистанционной формы проведения мероприятий по обмену опытом.

Заключение

Воспитание, в частности «воспитание математикой» (интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого) обозначен в концепции математического образования как один из основных принципов развития системы образования.

Именно поэтому необходимо уже с уровня дошкольного образования сегодня предоставить детям поле для развития, которое в будущем позволит им быть успешными в обучении в частности, и в жизни в целом.

Программа «Ментальная арифметика» как нельзя лучше отвечает и психофизическим особенностям дошкольников, и ФГОС дошкольного образования. Основное достижение при освоении ментальной арифметики не только в том, что ребенок научится быстро считать в уме большие числа, а устойчиво развивает скорость и качество мышления. Заметно повышается концентрация внимания, усидчивость, наблюдательность, воображение, память детей.

К тому же отечественный опыт говорит о положительных результатх обучения ментальной арифметике детей с такими особенностями как:

¾ Аутичные черты при сохранном интеллекте,

¾ Легкой умственной отсталости

¾ Нарушением межполушарных связей (Межполушарная дисфункция),

¾ Гиперактивностью.

Справедливости ради стоит отметить, что есть и отрицательные отзывы о ментальной арифметике. Основная причина — это боязнь перегрузить ребенка. Действительно, в 4 года малышу не нужен навык складывания в уме трехзначных чисел. Но приобретения навыков элементарного устного счета лишь средство для развития таких качеств как точность и быстрота мышления, фотографическая память, наблюдательностьи восприятие на слух, воображение, внимательностьи концентрация.

Приложение №1

Счеты – абакус.

Программа дополнительного образования МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА (для детей 5-6лет)Программа дополнительного образования МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА (для детей 5-6лет)
 
 
 
 
Создать сайт школе, полностью соответствующий действующему Федеральному закону