РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_______
Исследовательская работа
«Какое значение имеет Робототехника в подготовке детей к школе?»
Автор:
Анферова Татьяна Геннадьевна,
воспитатель
с. Мыс Каменный, 2017
Исследовательская работа
«Какое значение имеет Робототехника в подготовке детей к школе?»
Введение
Мы живем в мире, где повсюду нас окружают роботы. Они есть в нашем доме - это пылесос, стиральная машина, микроволновая печь. Роботы летают в космос, собирают разные автомобили и даже помогают разрабатывать новые лекарства.
Я воспитанник Мыскаменского детского сада и хочу рассказать о кружке, который я посещаю. В этом кружке с удовольствием занимаются дети и для многих это уже стало серьезным увлечением.
Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка, именно оно является основой развития ребенка в детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Актуальность:
Лего - конструкторы побуждают работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и память. Все это имеет огромное значение в подготовке дошкольников к школе.
Цель: Показать, что робототехника может быть не просто игрой, а серьезным занятием, которое имеет большое значение в подготовке к школе.
Задачи:
1. Познакомится с лего – конструктором
2. Выполнить сборку робота по схеме
3. Показать на примерах, как конструирование влияет на развитие необходимых качеств будущего первоклассника
Объект исследования: Робототехника
Предмет: Значение робототехники в подготовке к школе
Новизна:
В настоящее время робототехника стала модным движением в образовательном процессе, что в свою очередь оказывает положительный и видимый результат в развитии многих качеств ребенка, которые необходимы для успешного обучения в школе первоклассника.
Робототехника отличается своей новизной тем, что в ней используется Лего - конструкторы, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.
Робототехника имеет большое значение в подготовке ребенка к школе, потому что, работая с лего- конструктором возникает желание экспериментировать, развивается математическое мышление, память , что является основой интеллектуального развития ребенка в школе.
Гипотеза:
Если при подготовке ребенка к школе, использовать занятия с роботехникой и легоконструированием, то это окажет заметный положительный результат в развитие интеллекта обучающегося.
Основная часть
Причинами все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее дидактическими возможностями и решаемыми с ее помощью задач:
· развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
· формирование навыков математического счета: даже на уровне подбора деталей для робота приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом в пределах от 10- до15;
· формирование навыков конструирования
· умение работать в команде
· умение презентовать результат конструирования
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий. Но робототехника удивительным образом объединяет в себе все эти задачи. Причем все это делается в игровой форме с понятным для ребенка учебным материалом (конструкторами Lego).
Робототехника, легоконструирование стали центральными формами обучения в воспитательном и образовательном процессе Мыскаменского детского сада. Робототехника включена в программу старшей и подготовительной группы. В подготовительной и старшей группе базовые занятия проводятся бесплатно. Для желающих изучать робототехнику в большем объеме планируются дополнительные платные занятия.
![]() | ![]() |
Начинают с самого простейшего конструирования по замыслу, что вызывает желание изобретать и придумывать самому. Это развивает мелкую моторику за счет работы с мелкими деталями конструкторов
Наборы Lego учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям.Роботы этого уровня не программируются, и это плюс для детей дошкольного возраста — дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма.
При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления — все это позволяет изучить основы робототехники.
В процессе данной работы ребенок включает максимум своих возможностей, что позволяет развивать воображение и техническое мышление.
Дети легко могут собрать подвижного робота из конструктора Lego.
Возможно, такие занятие правильнее было бы назвать простоконструированиемилиосновами механики и программирования. Норобототехника —более удачное и понятное для детей (и родителей) слово. Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеетчто-то общее с эксплуатацией промышленных роботов. С другой стороны, такие занятия являются первым шагом к дальнейшему обучению робототехнике: знакомством с механикой, программным управлением, обратной связью и другими элементами. Такие занятия имеют огромное значение в подготовке к школе.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности
Роботехника позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Занятия легоконструированием нацелены не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Лего - конструктор – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.
LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Заключение
По результатам проделанной работы мы пришли к выводу, что при использовании занятий «Робототехника» и легоконструированием у детей развивается память, логическое и математическое мышление, мелкая моторика рук. Следовательно эти занятия оказывают заметный положительный эффект в развитии интеллекта будущего первоклассника. А навыки приобретенные на занятиях пригодятся в учебе, в школе.
Поэтому «Роботехника» имеет большое значение в подготовке детей к школе.
Как сказал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Список литературы
1.А.Берфорд «Большая книга LEGO»- Манн, Иванов и Фербер2014
2.Детская энциклопедия. Техника будущего., М; изд.Литера, 2007 г.
3.Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- ИПЦ «Маска»2013, 100стр
4.Макаров И. М., Топчеев Ю. И.Робототехника: История и перспективы.—М.: Наука; Изд-во МАИ, 2003.
5.Фешина Е.В, Лего- конструирование в детском саду: пособие для педагогов – М:Сфера,2011,128стр
6.Л.Г.Комарова, Строим из Лего – М:Мозаика- Синтез2006г
7.Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду- М: Творческий центр «Сфера»,2005г
Интернетресурсы:
1.http://roboreview.ru/nauka-o-robotah/istoriya-razvitiya-robototehniki.html- история развития робототехники
2.http://robot-ex.ru/ru/newscontent/razvitie-robototehniki-v-budushchem- развитие робототехники в будущем
Приложение №1
Диагностика по «Робототехники и легоконструированию»
Направление развития | На начало эксперимента 12.01.2016г | Конец эксперимента 23.10.2017г | Итоговые показатели в % |
Память | Не запоминают детали конструктора | Запоминают все детали конструктора , цвета. В школе это поможет запомнить орфограммы, способы арифметических действий. | Увеличение на 85% |
Математический счет | Медленно считают детали по схеме от 10 до 15 | Быстро определяют количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры: плоские, объемные. | Увеличение на 95% |
Сравнение деталей по величине | Долго сравнивают разной длины балки | Очень быстро находят деталь конструктора, заданной длины | Увеличение на 80% |
Мелкая моторика рук | Работая с мелкими деталями медленно соединяют ,скрепляют детали | Быстро соединяют детали, согласно схеме, в результате навыки письма даются детям легче | Увеличение на 85% |
Умение пользоваться схемами | Пользуются схемами, только с помощью воспитателя. | Самостоятельно могут пользоваться схемами. Научившись пользоваться схемами, будущий первоклассник с легкостью может построить свою работу в любом предмете с помощью алгоритма ( схемы) действий. | Увеличение на 85% |
Приложение №2
Диаграмма по результатам диагностики по «Робототехники и
легоконструированию»