МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_______

 Конспект открытого занятия

для детей 6 лет на тему

«Ямал -моя малая Родина»

в подготовительной группе

Подготовила и провела:

Анферова Татьяна Геннадьевна,

воспитатель подготовительной группы.

Дата проведения:

14 декабря 2017г.

п. Мыс Каменный, 2017г

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» - «Приобщение к социокультурным ценностям» и образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» - это конструирование из бумаги « Чум», для детей 6 лет на тему «Ямал - моя малая Родина»

Интеграция образовательных областей:

Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера и малой Родине Ямал.

Коммуникация: Развитие продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Цель открытого занятия: Развитие нравственно - патриотических чувств, через ознакомление с природой родного края «Ямал». Сконструировать «Чум» из бумаги.

Задачи: - Способствовать формированию познавательного интереса к окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов родного края.

- Способствовать развитию эмоционально - ценностное отношение к краю, землякам, оставлять яркие впечатления от рассказов и бесед.

- Способствовать воспитанию у детей любви к родному краю, патриотические чувства гордости за свою «малую» Родину.

1. Образовательные задачи: Дать представление о Родине и малой Родине Ямал. Дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение конструировать из бумаги «Чум»

2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.

Задачи по конструированию

Технические: Упражнять в умении конструировать из бумаги ( «ЧУМ»). Развивать внимание

Образовательные: Совершенствовать умение конструировать из бумаги: складывать на части, использовать способ загибания края конуса, надрезать по сгибам.

Развивающие: Развивать фантазию у детей, творческие способности, мелкую моторику рук.

.

Материал: Макет чума, на каждого заготовка конуса из цветной бумаги, ножницы, клей, трафареты с ненецкими орнаментами для украшения чума.

Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши – ненецкие орнаменты.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.

Индивидуальная работа: обратить внимание на приемы вырезания ненецких орнаментов.

.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие и поэтому я Вас попрошу поприветствовать друг друга по - ненецки: Скажите друг другу «Торова» (значит здравствуйте)!

Сюрпризный момент

Появляется ненецкая девочка, рассказывает о своей семье

Ребята, скажите пожалуйста что нам рассказала ненецкая девочка?

1.О своей семье

2.Где живет? Моя малая Родина ЯМАЛ

3. Задавала вам вопросы? Просила рассказать вас о семье, где живете, назовите свою малую Родину. И просила рассказать, как называется дом в тундре из чего его строят и почему он необычный!

Рассказы детей о своей семье

Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье, задавая наводящие вопросы.

Где живёт каждая семья? (дом, квартира)

Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

-Что делает по дому мама?

-А что делает папа?

-Какие заботы по дому есть у вас?

Ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье. Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки — это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Игра «Скажи ласково»

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?

Дети:- Родной край

Воспитатель:- Это большая или малая Родина?

Дети: - Это малая Родина.

Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: - Наша малая Родина называется - ЯМАЛ.

Воспитатель: - А где на карте расположен полуостров Ямал? На севере или юге России

Дети: - Полуостров Ямал находится на севере нашей страны.

Ребята вы назвали место, где вы сейчас живете. Ямал. Это ваша малая родина и сегодня мы говорим об этом

У каждого из нас есть своя малая Родина – это уголок земли , где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится ваш родной дом и где всё кажется прекрасным и родным.

Родина каждого человека начинается с его дома, с его родного уголка.

Не зря говорят – мой дом – моя малая Родина.

Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего поселка. Любой край, область, даже небольшой поселок как наш Мыс Каменный неповторим. Этот родной северный край имеет свою природу, свои традиции и свой быт!

Северный народ очень любит свою землю: «Ненец и тундра – брат и сестра».

Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.

Поэтому мне очень хочется, чтобы Вы поняли, что значит Родина и научились любить свой родной край, свою землю.

Физкультминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые коренные жители занимаются рыболовством. Чем еще занимается коренное население?

Дети: - Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.

Воспитатель: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Ребята на слайдах вы видели жилище ненецкой девочки т.е дом!

Как называется дом в тундре?

Что это за сооружение ?

Дети: - Чум.

Воспитатель: - А что такое чум?

Дети: - Это жилище ненцев.

Воспитатель: - А кто в них проживает?

Дети: - Коренные жители: ненцы, селькупы

Воспитатель: - А почему они живут в чумах?

Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Воспитатель:- А из чего сделан чум?

Дети:- Из оленьих шкур.

Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?

Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Воспитатель: - Да, узоры ненцы берут из природы.

Ребята, я вам предлагаю из бумаги сконструировать чум.

Посмотрите, пожалуйста, на образец и скажите какой формы чум, какого цвета, какие узоры?

- Наше занятие окончено.

- Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорили?

Что больше всего вам понравилось?

Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

А вам предлагаю взять на полочке «Мир животных» взять книги и найти в них животных и птиц, которые живут на севере!

Список литературы для педагога

1. Занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением Дыбина О. В., 2014 «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой, подготовительная группа Волгоград -2012г,

3.Конструирование из строительного материала подготовительная группа Л.В.Куцакова, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2016г.