Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Мыскаменский детский сад»

Отчет по самообразованию «Робототехника» педагога дополнительного образования Анферовой

Татьяны Геннадьевны

(2017 – 2018 уч. год)

Исполнитель:

Педагог дополнительного образования

Анферова Т.Г

с. Мыс Каменный 2018г.

Дополнительная образовательная деятельность «Робототехника» в старшей и подготовительной группе.

С сентября 2017 года в «Мыскаменском детском саду» воспитанники старшей и подготовительной групп продолжили осваивать новый вид дополнительной образовательной деятельности «Конструирование и робототехника», что соответствует условиям введения ФГОС.

Использование робототехнического оборудования в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ– это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом детей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности ребенка и развивать их в этом направлении.

Я думаю, что есть большая вероятность воспитать подготовленные инженерные кадры, если начинать знакомство с моделями из деталей конструктора LEGO уже в детском саду.

По мнению Аркадия Семеновича Ющенко — доктора технических наук, профессора, зав.кафедрой Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Робот состоит из нескольких частей, каждую из которых обслуживают соответствующие специалисты, которых мы готовили всегда. Например, механическую часть – механики, силовую часть – электрики, компьютерную часть – электронщики и программисты. А робототехник – это тот, кто может соединить все эти части (и работу этих специалистов) воедино.

В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «LEGO» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

В этом учебном году дети занимались согласно плану занятий по «Роботоконструированию»

Цель программы:

Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков; всех сторон речи; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

1. развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

2. учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;

3. развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;

4. закрепить знания детей об окружающем мире;

5. совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей;

6. выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающими нестандартным мышлением, способностям в конструктивной деятельности.

Для достижения поставленных задач занятия проводились систематически, согласно расписанию два раза в неделю у детей старшей и подготовительной групп.

Программа реализована в полном объеме в результате интеграции образовательных задач (Конструирование; Математика; Развитие речи) и проведением индивидуальной работы. Кроме групповых занятий проводились индивидуальные занятия для детей, а так же были проведены пробные занятия с детьми в средней группе.

В течение года все поставленные задачи были выполнены, программа полностью реализована.

Итоги этапов программы:

1. Ребенок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижение цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практическое умения, навыке, с помощью которых цель будет достигнута.

2. На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче.

3. На третьем этапе ребёнок анализирует результаты деятельности. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.

На протяжении года я воспитывала активность и самостоятельность, коммуникативные способности детей; формировала общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. Создавала атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

Работа по дополнительной образовательной деятельности «Конструирование и робототехника», позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков. Ребята собирают и используют роботов для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из образовательных областей: социально-коммуникативные, познавательное и речевое развитие

В начале и конце учебного года были проведены диагностические обследования детей:

Приложение №1

Мониторинг усвоения программы разновозрастных групп

Уровень усвоения материала

Начало года

 

Конец года

 
 

Кол-во детей

Уровень усвоения программы

Кол-во детей

Уровень усвоения программы

Группа подготовительная

    

Общее количество детей

8

 

8

 

Низкий уровень

 

-

 

-

Средний уровень

6

100%

5

62%

Высокий уровень

2

25%

3

50%

Группа старшая

    

Общее количество детей

7

 

7

 

Низкий уровень

 

-

 

-

Средний уровень

4

50%

2

25%

Высокий уровень

 

0%

5

42%

Группа средняя (пробные занятия)

    

Общее количество детей

12

 

12

 

Низкий уровень

 

-

 

-

Средний уровень

10

84%

8

66%

Высокий уровень

2

16%

4

34%

Общие результаты

    

Количество детей

32

 

32

 

Низкий уровень

-

-

-

-

Средний уровень

28

86%

20

62%

Высокий уровень

4

14%

12

38%

Из данной таблицы видно, что уровень усвоения программы детей за период 2017- 2018 учебного года вырос на 24%.

Приложение №2

Диагностика по результатам развития творческих способностей и конструкторских навыков

Направления развития:

Общее кол-во детей

В начале учебного года, %

В конце учебного года, %

Повышение уровня знаний  за учебный год %

Развитие мышления, навыков конструирования и программирования

14

75%

95%

20%

Творческого мышления и изобретательности;

14

67%

85%

18%

Мелкой моторики, внимания, аккуратности;

14

75%

95%

20%

Повышения мотивации к созданию собственных разработок

14

68%

100%

32%

Поиск качественного результата;

14

56%

85%

29%

Развитие ответственности при командной работе;

14

48%

80%

32%

Таким образом, Конструктор ЛЕГО помогает детям и взрослым воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.