629720  Россия, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42

+7 34996 28-6-91

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В КРУЖКЕ « ЮНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК »

MODEL PROFESSIONAL ORIETATSII adolescents in the circle "Young railwayman "

Т.Г.Анферова

T. G. Anferova

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

Аннотация: В статье раскрыта сущность и основные направления ранней профессиональной ориентации подростков в кружке «Юный железнодорожник». Разработана модель профориентационной работы с подростками в кружке «Юный железнодорожник». Описаны этапы пофориентационной работы, направленные на осознанный выбор железнодорожных профессий учащимися кружка «Юный железнодорожник»

Abstract: The article reveals the essence and main directions of early professional orientation of adolescents in a circle "Young railwayman". The developed model of career guidance work with teenagers in a circle "Young railwayman". Describes the stages proforientatsionnoe work towards a conscious choice of the railway professions students circle "Young railwayman».

Ключевые слова: Профессиональная ориентация, подросток, железнодорожный кружок, модель, профессиональное самоопределение.

Keywords: Vocational guidance, teenager, train club, model, professional self-determination.

В средствах массовой информации говориться о профессии будущего – например биотехнолог, компьютерный лингвист, разработчик медиапрограмм и т.д. «Появление новых профессий, связанных с непрерывным техническим прогрессом, обязывает систему ДОД постоянно развиваться и удовлетворять нужды детей. Выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий». Эксперты уверены, что профессии которые еще несколько лет назад были престижными, сегодняшним школьникам не подойдут. Но есть профессии социально значимые для общества. Вы можете себе представить не только территорию нашей страны, но и всю землю без сети железных дорог? Без железных дорог немыслима жизнь современного общества. Железные дороги связывают разные государства, позволяя быстро и комфортно доставить пассажиров или грузы в самые отдаленные места. Со временем возникновения железной дороги появилась потребность в железнодорожных работниках, которая неуклонно растет. В информационных материалах Свердловской железной дороги говориться о низкой технической грамотности персонала и снижении уровня их квалификации, в связи с этим объявлен год технической учебы « статья Набойченко И.О.». По какой бы профессии ни работал железнодорожник, его труд всегда чрезвычайно ответственен, потому что связан с безопасностью многих людей. Поэтому дороге необходимы информированные, компетентные, творчески мыслящие, социально-активные люди, способные участвовать в решении задач различного уровня. Главными чертами работника железной дороги должны стать ответственность, внимательность, бдительность и профессионализм.

Целью статьи является профессиональная ориентация подростков в кружке «Юный железнодорожник». Для осуществления этой цели нужно решить две задачи. Разработать модель профориетационной работы в кружке «Юный железнодорожник» и описать этапы профориетационной работы, направленной на осознанный выбор железнодорожных профессий.

Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечественные ученые как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев и другие.

Где и как получить профессию железнодорожника? На сегодняшний день очень много железнодорожных колледжей, институтов транспорта. Но знакомство с увлекательным миром железной дороги можно начать в школьном возрасте. Встречаются и такие случаи, когда подросток вообще не знает, кем он хочет быть, - не решил в данный момент. Это наиболее сложная и в то же время самая многочисленная категория подростков (особенно 5-6 классов). С одной стороны, это закономерно: еще не вызрела потребность профессионального самоопределения, нахождения своего места в социуме. С другой стороны, сама по себе такая потребность не появится. Этому нужно способствовать, соответствующе строить учебно-воспитательную и психолого-педагогическую работу, постепенно развивая профессиональные интересы, мотивацию учащихся. В книге Елены Шевченко «Родителям подростка 5 лучших способов жить в мире и любви» четко и грамотно, в доступной и интересной форме изложены основные каноны общения с подростком. Способы общения, любовь к детям, терпение при общении с ними, понимание их проблем, а также свой собственный пример поведения – очень необходимы в подростковом возрасте.

В настоящее время роль первичного профессионального самоопределения значительно возросла. Это связано с необходимостью выбора профиля обучения, который предопределяет профессиональный выбор учащихся. Поэтому крайне важно готовить учащихся к осуществлению выбора уже в 5-7 классах. Тем более что это подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности. Проблемами и вопросами социализации занимались: Л.С. Выготский, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Необходимо помочь подростку выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Как подростку связать свою будущую жизнь с железными дорогами?

Именно кружок « Юный железнодорожник» органически сочетает все виды досуга с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей. Кружок « Юный железнодорожник » - это форма организации профессионально-ориентированной работы в системе дополнительного образования. Кружок «Юный железнодорожник» позволяет осуществить миссию железнодорожной школы — «создать школу нового типа, обеспечивающую всестороннее развитие личности обучающихся в соответствии с природным потенциалом каждого, школу, готовящую граждан общества, будущих специалистов для работы на железнодорожном транспорте». Кружок «Юный железнодорожник» позволяет готовить трудолюбивое и работоспособное молодое поколение с высокими гражданскими чувствами, нравственными понятиями и принципами, активной жизненной позицией, здоровое и физически крепкое, ответственное и инициативное, конкурентоспособное на современном рынке труда. Именно такие требования предъявляются к работникам железнодорожной отрасли. Цель кружка «Юный железнодорожник» - это подготовка подростков к самостоятельной трудовой жизни в современном обществе, получение начальных знаний о работе всех служб и подразделений железной дороги, осознанный выбор подростка железнодорожной профессии, сформировать профориентационные умения для дальнейшего обучения в железнодорожных колледжах и институтах транспорта. На занятиях по профориентации в кружке стоит цель, прежде всего, познакомить учащихся с различными железнодорожными профессиями, расширить их общую осведомленность, сформировать представление о важности трудовой деятельности и взаимосвязи между успешной учебой и будущей профессией.

Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка подростков к сознательному выбору профессии железнодорожника. Актуальность разработки модели заключается в том, что проводимая в кружке «Юный железнодорожник» профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению. На рисунке показана модель профориентационной работы в кружке «Юный железнодорожник.

1.Путешествие в мир железнодорожных профессий. Позволяет ознакомиться с классификацией железнодорожных профессий и подробно рассмотреть профессии, а потом «примерить», какой тип профессий является предпочтительным для самого учащегося и ответить, например, на вопрос: «Можешь ли ты стать машинистом?».

2. Профессии моей семьи. Привлечь внимание родителей. Необходимо поставить перед родителями задачу обсуждать с детьми, как называются их профессии, чем они занимаются в своей профессиональной деятельности. Учащиеся составляют дерево профессий своей семьи, своего рода. Такого рода тематика позволяет учащимся лучше познакомиться не только с миром профессий, но и способствует пониманию «А какое я занимаю место в своей семье, какое место хочу занимать? Можно провести для родителей тренинг - «Как помочь ребенку выбрать профессию», «Профессии, востребованные на рынке труда»

3. Экскурсии на железную дорогу, музей «Железнодорожник. Интересно организовать экскурсии на железную дорогу или в музей « Железнодорожник». В кружке «Юный железнодорожник» основной целью является не только расширение представлений учащихся о мире железнодорожных профессий, но и систематизация этих представлений, возможность попробовать себя в различных профессиях таких, как машинист, проводник, дежурный по станции , рассмотреть роль личностных особенностей в выборе профессии.

4. Специальные профориентационные игры, использование которых не только повышает эффективность профориентационной работы, но и имеет большое психолого-педагогическое значение: развиваются коммуникативные, организаторские, творческие способности учащихся, повышается общий уровень развития и уровень знаний в какой-либо конкретной области. Профориентационные игры относятся к категории активных методов профориентации и являются оживленной психологом или

5. При ознакомлении школьников с миром профессий успешно используются конференции, на которых учащиеся выступают с докладами о заинтересовавших их профессиях

Модель профориентационной работы кружка « Юный железнодорожник»

Модель профориентационной работы кружка « Юный железнодорожник»

Профессиональная ориентация подростков является многоуровневой системой, в структуре которой можно выделить основные этапы: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор. Очень важно донести до учащихся основное содержание деятельности по железнодорожным профессиям. Особую ценность для учащихся представляют сведения о том, как проявляются профессиональное мастерство и творчество, в чём заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные качества ему необходимы. Чтобы представление о железнодорожной профессии было объективным, необходимо ознакомление подростков с её трудностями, а также с тенденциями развития в будущем. Им необходимо знать также о медицинских противопоказаниях к той или иной железнодорожной профессии. А так же большую роль в выборе железнодорожной профессии имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности. В таблице показаны полученные результаты профориентационной работы с использованием модели работы кружка «Юный железнодорожник»

Критерии и показатели эффективности модели кружка « Юный железнодорожник»

Критерии эффективности модели

Показатели эффективности внедрения модели

Профориентационная работа кружка «Юный железнодорожник» отвечает запросам учащихся

Профориентационная работа в кружке «Юный железнодорожник» востребована учащимися.

Повышение мотивации подростков к осознанному выбору железнодорожных профессий

Наличие у подростков интереса к железнодорожной тематике

Помощь каждому подростку в выборе учебного заведения для дальнейшего обучения железнодорожным профессиям

Количество учащихся, желающих продолжить обучение в железнодорожных колледжах и университетах транспорта

В результате проделанной работы рассмотрены особенности формирования личности подростка в соответствии природным потенциалом каждого.

Организованна работа кружка «Юный железнодорожник» с использованием разработанной модели по профориентационной работе.

Раскрыты основные этапы профориентационной работы .

Оказана помощь подросткам в выборе железнодорожных профессий с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Итак выбор подростками железнодорожных профессий проходит наиболее успешно , потому что в учебно-воспитательный процесс включена модель профориентационной работы.

Таким образом решена проблема профессионального самоопределения у подростков в условия современной жизни.

Литература

1.Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова - Москва: Знание, 1991. – 80 с.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности .М.: Издательство «Институт практической психологии». — Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.

3.Захаров Н. Н., Симоненко В.Д

Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с

4.МаксимовВ.Г. Профессиональная ориентация школьников. Чебоксары, 2008. -149с.

5.Профильное обучение как часть профессиональной ориентации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minobr.sakha.ru/iro/kcenter/5dapk/d_05.htm( Дата обращения :11.04.2016)

6.Профессиональная ориентация. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональная_ориентация ( Дата обращения : 10.04.2016)

7.Программа «Юный железнодорожник 1,2,3 год обучения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/165/19881.php (Дата обращения : 06.04.2016)

Создать сайт школе, полностью соответствующий действующему Федеральному закону