629720  Россия, ЯНАО с. Мыс Каменный, ул. Минская, 42

+7 34996 28-6-91

20 ноября 2018

Один день из жизни Мыскаменского детского сада в технологии деятельностного метода

15 ноября 2018 г. в рамках федеральной инновационной площадки «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО – НОО – ООО)», соисполнителем которой является наш детский сад, проходил Всероссийский фестиваль «Один день из жизни образовательной организации в технологии деятельностного метода» (флешмоб).

Технология деятельностного метода (ТДМ) разработана в середине 1990-х гг. За это время она прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовывать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов). Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество (из материалов НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»).

В этот день соисполнители площадки из разных городов России реализовывали свои планы мероприятий Всероссийского фестиваля. В нашем детском саду было запланировано три вида мероприятий: образовательная деятельность с детьми, деловая игра с педагогами и семинар-практикум с родителями. Воспитателями групп проводилась образовательная деятельность с детьми в педагогической технологии «Ситуация», которая представляет собой адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны Петерсон для дошкольного образования. Данную технологию педагоги использовали для разных образовательных областей, помогая детям сделать самостоятельный шаг в познании мира. Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения, поэтому воспитатели не давали детям знания в готовом виде, а создавали ситуации, чтобы у детей возникла потребность эти знания для себя «открыть», подводили их к открытиям, используя оптимальные формы организации детских видов деятельности (игровые ситуации, путешествия, познавательно-исследовательскую деятельность, общение, выполнение практических действий).

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников» также была проведена в технологии деятельностного метода. Педагоги работали в командах, выполняли различные задания на развитие памяти, логического мышления, воображения, опираясь на свои знания и опыт. Всего было предложено десять заданий. Наиболее интересными, но достаточно сложными для воспитателей оказались задания «Структурируйте приемы» и «Соотнесите приемы с методами». В первом задании нужно было в правильной последовательности разложить и приклеить на основу карточки с приемами обучения дошкольников рассказыванию от младшего дошкольного возраста до старшего. Во втором задании все предложенные приемы ознакомления детей с художественной литературой нужно было соотнести с методами. Порадовали педагогов и творческие задания «Расскажи стихи руками» и «Сочини сказку».

В конце игры (этап осмысления) педагогам было предложено уделить внимание эмоциональной составляющей от совместной работы. Были предложены фишки трех цветов: желтая – мероприятие понравилось, было интересно и познавательно; зеленая – мероприятие хорошее, но мне было не интересно; синяя – мероприятие не понравилось, зря потратила время. Все участники выбрали фишку желтого цвета, небольшой «мозговой штурм» оказался полезным для всех педагогов. Одни узнали что-то новое для себя, для других – это повод устранить пробелы в своей профессиональной компетентности.

Семинар-практикум с родителями также был посвящен речевому развитию детей. На мероприятие были приглашены родители воспитанников, имеющих речевые нарушения. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться правильно пользоваться своими артикуляционными органами, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми (а особенно с теми, которые уже имеют речевые нарушения) большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов её формирования. Это и привело нас к мысли организовать семинар-практикум, включающий рассмотрение этих двух взаимосвязанных вопросов. В первой половине семинара учитель-логопед Предеина Татьяна Владимировна рассказала родителям о том, что развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей, и научила родителей проводить с детьми артикуляционную гимнастику. Вторую часть семинара посвятили творчеству. Мастер-класс с родителями проводила Ёлкина Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования. Родители осваивали технику фроттаж. Суть этой техники заключается в том, что под лист бумаги подкладывается рельефная поверхность и, при раскрашивании листа карандашами, проявляется рисунок. Техника «фроттаж» очень полезна для развития творческой фантазии и мелкой моторики пальцев рук.

Так прошел день, посвященный технологии деятельностного метода в нашем дошкольном учреждении. Применение ТДМ способствует обогащению содержания обучения, придает ему проблемно-поисковый характер, а также способствует активизации познавательного интереса обучающихся, развитию их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Всем участникам, принявшим участие в работе Всероссийского фестиваля «Один день из жизни образовательной организации в технологии деятельностного метода», были выданы Сертификаты НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».

Жуковская Наталья Михайловна, 
заместитель заведующего по ВМР, методист

Один день из жизни Мыскаменского детского сада в технологии деятельностного методаОдин день из жизни Мыскаменского детского сада в технологии деятельностного методаОдин день из жизни Мыскаменского детского сада в технологии деятельностного метода
Один день из жизни Мыскаменского детского сада в технологии деятельностного методаОдин день из жизни Мыскаменского детского сада в технологии деятельностного метода 
Создать сайт школе, полностью соответствующий действующему Федеральному закону